Современные технологии позволяют исследовать дорожно-транспортные происшествия и их обстоятельства без большого множества бумажных протоколов. Трехмерное графическое масштабное моделирование позволяет достаточно точно воссоздавать события на дороге, таким образом сохраняя главные принципы судебной экспертизы – всесторонность и тщательность исследования с рассмотрением всех вариантов развития событий.
Главной причиной перехода к моделированию транспортных происшествий, в частности, исследований в трасологии, стала слишком высокая нагрузка в части работы с бумажными носителями. Экспертам приходилось перегружать описательными образами свои заключения, таким образом перенасыщенные деталями и факторами машинописные экспертизы к концу прочтения полностью «размывались» для читателя.
Более того, необходимость сопоставлять исследовательскую часть работы и выводы также отнимали множество сил и времени, и требовали огромной концентрации внимания. Если по итогам изучения что-то казалось сомнительным, или неполным, то суд вполне мог назначить повторную или дополнительную экспертизу.
Таким образом, на смену большой кипе бумаг пришли аудиовизуальные документы, которые прилагаются к письменным материалам эксперта. По своей сути, моделирование производится в ходе ситуалогического исследования, построенного вокруг событий дорожно-транспортного происшествия, воспроизведённого в движении. Моделирование включает в себя как механику столкновения, так и положение автомобилей в ходе аварии.
Такой тип исследования включает в себя:
Можно выделить несколько преимуществ данного вида экспертизы. Во-первых, это динамичное воспроизведение происшествия, которое более полно расскажет о событии, чем фотографии с места событий. В динамике более полно и масштабно понятны повреждения, их рельеф и механика. Во-вторых, подробное моделирование деталей местности и окружающих условий позволяет избавиться от абстракции, которая, как правило, приводит к потере из внимания множества мелких, но значимых для дела факторов.
Помимо этого, все участники как экспертизы, так и судебного процесса, на основе моделирования намного отчетливее прослеживают логику и последовательность обстоятельств. Трасологический анализ – важнейшая часть исследования, и его восприятие и понимание ложится в основу всей экспертизы и выводов о моменте и характере столкновения.
Применение при моделировании подробного и реального макета местности, где произошло столкновение, даёт возможность исключить или же допустить некоторые дополнительные версии, а также определить вероятность существования факта. К примеру, можно определить, что автомобиль не мог пересечь определенную точку, так как там стоит дерево или иное препятствие.
Другое важное преимущество моделирования событий ДТП – то, что эксперту не приходится разъяснять своё видение вопроса несведущим лицам и участникам процесса – для них всё предельно наглядно и понятно. Грамотно и корректно подготовленное видеоприложение, помимо прочего, развеет возможные сомнения суда относительно правильности выводов экспертизы, что позволит избежать назначения повторного исследования.
Таким образом, эксперт с помощью моделирования закрепляет собственные выводы и видение ситуации, делая их более простыми для понимания и более эффективными с точки зрения доказательства по делу.
“При моделировании применяется подробный и реальный макет местности, где произошло столкновение.”