Обстановка на предприятии и его положение могут изменяться в считанные дни, и для многих серьёзных решений, связанных с бизнесом, требуется предварительно всё тщательно взвесить и произвести оценку. Оценка бизнеса хоть и технически сложнее, чем оценка квартиры или машины, в целом использует схожие методы.
В то время как оценка недвижимости или транспорта имеет достаточно «статичный» характер, где перемены обусловлены временем и в меру постоянны, оценка бизнеса существенно сложнее и динамичнее.
Обстановка на предприятии и его положение могут изменяться в считанные дни, и для многих серьёзных решений, связанных с бизнесом, требуется предварительно всё тщательно взвесить и произвести оценку. Оценка бизнеса хоть и технически сложнее, чем оценка квартиры или машины, в целом использует схожие методы.
Первое существенное отличие: продавая дом или авто, человек может хотя бы примерно определить его стоимость, просто просмотрев аналогичные предложения на рынке. В случае с бизнесом этот инструмент не сработает, так как две схожие между собой, скажем, кофейни, могут стоить совершенно по-разному из-за отличий в концепции или других особенностей.
И это лишь вершина айсберга. Оценка бизнеса – тонкий процесс, учитывающий массу факторов, которые попросту не доступны для анализа неквалифицированному человеку.
Как можно видеть, перечень ситуаций, когда оценка обязательна, довольно серьёзный. В то же время есть много ситуаций, когда оценка производится добровольно. Отметим, что за последние 9 лет ситуация поменялась в корне: если в 2010 году преобладала обязательная оценка (на неё приходилось порядка 80% всех процедур), то в 2019 этот показатель снизился до 10 процентов.
Перечень ситуаций относительно обязательной оценки расширился более, чем вдвое. Понятно, что практически для любой манипуляции с бизнесом необходимо точное понимание, о каких суммах идёт речь. Важно понимать, с применением каких методов проводится сложная процедура оценки. Методики различные, выбор обусловлен целями собственника:
Сравнительный подход позволит провести анализ по схожим предложениям на рынке с применением корректирующих коэффициентов. Имеет два подвида: метод компании аналога, и метод отраслевых коэффициентов. Они схожи, но второй применяется при слияниях и поглощениях. Метод отраслевых коэффициентов широко применяется на Западе и хорош тем, что использует уже готовые коэффициенты расчёта для разных отраслей.
Существенный минус сравнительного метода заключается в том, что две внешне идентичные компании, одна из которых на грани банкротства, а вторая выходит на сверхприбыли, или имеет такие перспективы, оцениваются одинаково.
Затратный подход изучает не внешние факторы, а бизнес изнутри и его показатели в течение времени его жизни. Здесь также два подвила: метод чистых активов и ликвидационной стоимости. Первый способ применим для купли-продажи, второй – для ликвидации, что прямо следует из названия.
Метод чистых активов определяет стоимость всего того, что есть на данный момент у предприятия, а также всех обязательств. При ликвидации работает тезис, что балансовая стоимость активов не соответствует стоимости рыночной, поэтому бизнес оценивается по отдельным элементам.